Top.Mail.Ru
Профсреда #69
Меню
Личный кабинет

Профсреда #69

24 марта, 17:13


На выходе из школы Мария Протопоповна столкнулась с коллегой, которая работает воспитателем в дошкольной группе.

- А что вы делаете в нашем корпусе? - поинтересовалась Мария Протопоповна.
- Я работаю в общеразвивающей группе, но с января в нее ходит ребенок с ограниченными возможностями здоровья. Мне был положен отпуск на 42 дня. Вот, ходила к администрации выяснять, увеличат ли его до 56 дней - рассказала коллега.
- И какой ответ вы получили? - спросила Мария Протопоповна.
- Мне сказали, что у меня группа общеразвивающая и всего 1 такой ребенок, поэтому никакие льготы мне не положены, - расстроенно вздохнула воспитатель.

Но, так ли это на самом деле? При каких условиях воспитателям, работающим с особенными детьми, предоставляют отпуск на 56 дней? Влияет ли на продолжительность отпуска направленность группы, а также количество детей с ограниченными возможностями здоровья? Давайте выясним вместе.

Решение:

Для начала нужно разобраться с понятием «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья», так как оно напрямую связано с продолжительностью отпуска воспитателя.

Определение есть в статье 2 закона об образовании: это лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии. Причём они должны быть подтверждены психолого-медико-педагогической комиссией, которая устанавливает, что эти недостатки мешают образованию ребенка, если для него не созданы специальные условия.

Статус обучающегося с ОВЗ присваивает комиссия, в отличии, от ребенка-инвалида, чей статус подтверждает бюро медико-социальной экспертизы.

Стоит отметить, что не каждому ребенку-инвалиду нужны для обучения специальные условия. Предполагается, что он проходит реабилитацию в медицинских или социальных учреждениях, а не в образовательных. Ребенок с ОВЗ одновременно может быть признан инвалидом. В таком случае у него есть и заключение комиссии, и индивидуальная программа реабилитации или абилитации. В ее разделе, посвященном образовательной реабилитации, должны быть соответствующие пометки.

Есть еще один важный нюанс. Заключение комиссии для ребенка с ОВЗ, как и программа реабилитации ребенка-инвалида, это только рекомендации для родителей. Они могут не предоставлять эти документы в образовательные организации. Но если они их принесут, детям должны создать особые условия.

Теперь выясним, сколько дней отпуска положено воспитателю, если он работает с детьми с ОВЗ.

Согласно постановлению Правительства №466 «О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках», право на отпуск и его продолжительность зависят от должности, типа образовательной организации, а также особенностей здоровья обучающихся детей.

Дошкольные отделения относятся к школам. Это значит, что отпуск их работникам должны давать на тех же условиях, что и другим сотрудникам школ, в соответствии с разделом «общеобразовательные организации, профессиональные образовательные организации, образовательные организации высшего образования, организации дополнительного профессионального образования».

В пятом пункте это раздела говорится, что у воспитателей, работающих с дошкольниками, ежегодный оплачиваемый отпуск составляет 42 дня. За исключением указанных в четвертом пункте.

А в нем сказано, что воспитатели, работающие с детьми с ограниченными возможностями здоровья или нуждающимися в длительном лечении, имеют право отдыхать 56 дней.

Вроде бы все понятно. Но некоторые работодатели умудряются трактовать эту норму по-своему. Многие из них считают, что более длинные отпуска нужно давать только воспитателям комбинированных групп. А если они работают в общеразвивающей группе, в которой есть особенный ребенок, то воспитателю положен обычный отпуск. Но это не так. Объясним почему.

Согласно порядку организации работы по основным программам дошкольного образования, утвержденном Приказом Минпросвещения № 373, группы в детских садах могут быть:
  • общеразвивающими, с обычной программой
  • компенсирующими – с адаптированной программой для детей с ОВЗ
  • оздоровительными - для детей с туберкулезом, часто болеющих и тех, кому нужно длительное лечение
  • комбинированными – их посещают здоровые дети вместе с детьми с ОВЗ, и программа адаптирована для последних
Выходит, что дошкольное образование особенные дети могут получать в компенсирующих или комбинированных группах. В общеразвивающие группы они ходить не могут. Это подтверждается письмом Минпросвещения № ТС-1192/03. Если в общеразвивающей группе есть хотя бы один ребёнок с ОВЗ, нужно изменить ее направленность или создать новую группу.

Воспитатели, работающие с детьми с ОВЗ по рекомендациям специальной комиссии в комбинированных группах, имеют право на 56-дневный отпуск. Причем независимо от того, в какой организации создана такая группа и сколько в ней особенных детей.

Право воспитателей на более продолжительный отпуск связано с особенностями их работы. Чтобы получить отпуск на 56 дней, не нужно создавать отдельную группу только для детей с ОВЗ. Причем чтобы получить это право, не обязательно работать полный день, как это было раньше.

Все сказанное также относится к порядку предоставления отпусков музыкальным руководителям, работающим с особенными детьми в детских садах.

Напомним, что норма нагрузки воспитателей, которые работают с детьми с ОВЗ, составляет 25 часов в неделю за ставку. Надбавки к зарплате работодатель устанавливает локальными нормативными актами. В них он определяет, какие должны быть доплаты и за какую работу.


Обратная связь