Профсреда #53
18 ноября, 14:03Действительно, вопросы, связанные с наличием или отсутствием конфликта интересов, продолжают волновать не только руководителей, но и работников различных организаций.
Например, у руководителей государственных бюджетных учреждений возникает вопрос о том, применимы ли к работникам учреждений ограничения и запреты, связанные с конфликтом интересов. Также весьма актуален вопрос о том, всегда ли возникает конфликт интересов, если, например, в одном учреждении работают родственники.
Ответы на эти и другие вопросы, связанные с конфликтом интересов - в предложенном материале, в том числе на примере конкретных ситуаций, подготовленных Минтрудом России.
Решение
Для начала немного теории. Что такое конфликт интересов?
Определение конфликта интересов подробно описано в статье 10 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Однако, сложное изложение и юридическая терминология в законе затрудняют понимание обычными людьми нужной информации.
Мы попробуем объяснить своими словами.
Итак. Под конфликтом интересов понимается наличие личной выгоды, заинтересованности при исполнении должностных обязанностей. Личной выгодой считается: получение денег, имущества; получение имущественных прав; получение услуг, работ. Такая выгода не обязательно относится к самому исполнителю, но и к его родственникам, друзьям, знакомым, организациям, с которыми служащий связан обязательствами.
Конфликт интересов опасен тем, что в нем потенциально заложена корысть. А корысть - это основа коррупции.
Чтобы предотвратить или урегулировать конфликт интересов и работник, и работодатель должны принять соответствующие меры.
Их перечень не исчерпывающий и зависит от конкретной ситуации.
Со стороны работника может быть: письменное уведомление работодателя о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения; самоотвод; отказ от выгоды, ставшей причиной возникновения конфликта интересов; передача ценных бумаг (долей, паев) в доверительное управление.
Представитель нанимателя может принять следующие меры: перевести сотрудника на другую должность (в другое подразделение); изменить должностные обязанности, а также принять любые другие меры, чтобы исчерпать конфликт интересов.
Следует отметить, что меры по предотвращению конфликта интересов можно предусмотреть в локальном нормативном акте или трудовом договоре.
И еще один важный момент. За непринятие мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, в том числе за неуведомление работодателя о возникшем конфликте или возможности его возникновения, лицо, являющееся стороной такого конфликта, может быть привлечено к дисциплинарной ответственности, вплоть до увольнения.
Для того, чтобы более точно определить, какую ситуацию можно отнести к конфликту интересов Минтруд России подготавливает Обзоры практики правоприменения в сфере конфликта интересов. Рассмотрим некоторые конкретные ситуации, в которых возникновение конфликта интересов является наиболее вероятным и наглядным.
Ситуация 1.
В госоргане муж сестры супруги руководителя замещал должность начальника отдела. Решения руководителя об установлении размера премии, выплачиваемой родственнику, напрямую влияли на возможность получения дохода лицом, состоящим с чиновником в отношениях свойства (сестрой супруги) в силу Семейного кодекса РФ.
Комиссия установила, что руководитель не направил уведомление о возникновении личной заинтересованности. При этом факта необоснованного начисления премии, а также злоупотреблений при определении размера премий установлено не было. Вместе с тем служащему объявлен выговор, а муж сестры супруги по собственному желанию переведен в другое структурное подразделение госоргана.
Ситуация 2.
В отдаленном гарнизоне командир части принял на службу фельдшером свою жену. Осуществление командиром организационно-распорядительных функций в отношении супруги влияло на получение ею дохода, в том числе премий.
По итогам рассмотрения вопроса комиссией признано, что сам по себе факт работы родственников в одной и той же организации, не свидетельствует о наличии конфликта интересов, при соблюдении определенных процедур. В данном случае командир их выполнил - своевременно и в установленном порядке уведомил своего непосредственного начальника о принятии на службу супруги.
Ситуация 3.
Главой администрации городского округа принимается решение о выделении общеобразовательной школе, в которой обучаются его дети, финансирования для организации отдыха детей в каникулярное время.
В ходе проверки было установлено, что Глава администрации своевременно и в установленном порядке направил уведомление о возможности возникновения конфликта интересов. Между тем, поскольку адресную помощь получила только школа, в которую ходят дети Главы администрации, комиссия усмотрела конфликт интереса, в связи с чем рекомендовала: такие решения принимать на основе заключения контрольно-ревизионной комиссии городского округа и позиции Совета депутатов, а уведомление о возникшей ситуации опубликовать на сайте администрации: все местные жители должны знать, что одноклассники детей главы города поедут отдыхать за счет казны.
Ситуация 4.
В государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования (университет) на работу в качестве преподавателя поступает супруга сына ректора.
Уведомление о возможности возникновения конфликта интересов ректором направлено не было.
В ходе проведения прокурорской проверки установлено следующее. В соответствии с должностными полномочиями ректор принимает решение о распределении учебной нагрузки, а также об установлении размера премии, выплачиваемой преподавателю (супруге сына ректора), что напрямую влияет на возможность получения ею дохода в виде денег. В целях предотвращения и урегулирования конфликта интересов ректором было принято решение о рассмотрении вопроса принятия на работу супруги своего сына, установления размеров ее заработной платы, а также премирования и наложения взысканий на заседаниях ученого совета университета. При этом, ректор университета входит в состав ученого совета по должности и является его председателем, в связи с чем, органы прокуратуры пришли к выводу, что ректор университета имеет возможность оказывать непосредственное влияние на принимаемые ученым советом решения, в связи с чем рассмотрение вопросов в отношении супруги сына ректора на заседании ученого совета не является мерой по предотвращению конфликта интересов.
По итогам заседания комиссии признано, что ректор не направил уведомление о возникновении личной заинтересованности и не принял иных мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов. Вместе с тем не были установлены факты принятия необоснованных решений при принятии на работу супруги своего сына, установлении ей уровня заработной платы, премировании и наложении взысканий. В результате ректору объявили выговор.
Ситуация 5.
Заместитель руководителя органа-учредителя субъекта РФ принимал решения о выделении субсидий на выполнение госзаданий подведомственным учреждениям. Руководящую должность в одном из таких учреждений занимал зять чиновника, а предоставление субсидий напрямую влияло на финансовое положение учреждения.
Комиссия по урегулированию конфликта интересов установила, что заместитель руководителя органа-учредителя не исполнил обязанность по уведомлению о возникшей личной заинтересованности и не принял иных мер, хотя фактов вынесения этим должностным лицом необоснованных решений о выделении данному учреждению бюджетных ассигнований выявлено не было. В итоге заместитель руководителя органа-учредителя получил выговор и был отстранен от принятия решений о выделении субсидий на выполнение задания подведомственному учреждению, где работает супруг его дочери.
Таким образом, ни положения закона, ни практика правоприменения в сфере конфликта интересов, не ограничивают совместную работу в государственных учреждениях родственников, в том числе при условии подчинения одного из этих лиц другому, но при соблюдении определенной процедуры.Вам также может быть интересно