Top.Mail.Ru
Существуют ли законы, регулирующие размеры базовых окладов специалистов и их индексацию?
Меню
Личный кабинет

Существуют ли законы, регулирующие размеры базовых окладов специалистов и их индексацию?

23 июня, 14:31

Статья 132 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает, что заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается (часть 1); какая бы то ни была дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда запрещается (часть 2).

На основании статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда (часть 1).

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе, за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть 2 статьи 135).

В соответствии со статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Из этого следует, что должностной оклад является базовой и неизменной частью заработной платы и устанавливается работодателем исходя из определенных трудовым законодательством критериев, в том числе условий (сложности) труда.

При этом, установление различных окладов по разным должностям связано с различными, специфическими требованиями, связанными с определенной работой по различным должностям, что не может считаться дискриминацией в сфере труда в смысле, придаваемом данному понятию действующим законодательством.

Доплаты за наличие квалификационной категории относятся к числу стимулирующих выплат, следовательно, не должны входить в оклад (должностной оклад) работника.

Согласно статьи 144 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель имеет право устанавливать различные системы премирования, стимулирующих доплат и надбавок с учетом мнения представительного органа работников.

Таким образом, трудовое законодательство не устанавливает порядок и условия назначения и выплаты работодателем стимулирующих выплат, а лишь предусматривает, что такие выплаты входят в систему оплаты труда, а условия их назначения устанавливаются локальными нормативными актами работодателя.

В этой связи, работодатель вправе самостоятельно устанавливать основания для выплат стимулирующего характера, порядок начисления и их размеры. Как правило, это делается путем принятия соответствующего локального нормативного акта.

Что касается индексации заработной платы, то в силу статьи 134 Трудового кодекса Российской Федерации обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели - в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Как видим, организации, финансируемые из бюджета, указанной нормой выделены в отдельную категорию, которая для проведения индексации заработной платы должна руководствоваться трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, а не коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

При этом необходимо отметить, что действующим законодательством порядок индексации не установлен. Правила индексации заработной платы определяются в зависимости от источника финансирования организаций либо законами и подзаконными нормативными актами (для государственных органов), либо коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом (для других организаций).

Исходя из этого, государственное бюджетное учреждение должно проводить индексацию заработной платы работников только на основании нормативно-правовых актов, регулирующих порядок такой индексации в отношении ее работников. Право самостоятельной индексации на основании коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта на такие учреждения не распространяется.

Также информируем, что индексация - это не единственный способ повышать уровень реального содержания заработной платы. Исполнить обязанность по такому повышению можно и путем периодического увеличения заработной платы безотносительно к порядку индексации, например, путем повышения должностных окладов, выплаты премий (п. 10 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 15.11.2017).

 

 

 


Обратная связь