Top.Mail.Ru
Профсреда #95
Меню
Личный кабинет

Профсреда #95

22 декабря, 10:51
Профсреда 95_Монтажная область 1.jpg

Подруга Марии Протопоповны воспитывает ребенка одна, поэтому считает, что обладает дополнительными правами и преимуществами при увольнении.

С тем, что нельзя уволить по инициативе работодателя беременную женщину, уже никто не спорит. Преференции при увольнении имеют и женщины, воспитывающие детей в возрасте до трех лет. Но помимо этих категорий есть и другие работники, которым законодатель также установил определенные гарантии, в том числе при увольнении. Это одинокие матери. Кто относится к этой категории лиц? Что следует учитывать при увольнении данных работников? Какие критерии использует судебная практика при признании работницы одинокой матерью? Обо всем этом мы расскажем в статье.

Трудовое законодательство устанавливает ряд гарантий для работниц, которые являются одинокими матерями (статьи 261 и 263 ТК РФ). При этом официального определения понятия «одинокая мать» трудовое законодательство не содержит. Отсутствует оно и в иных федеральных законах. Из-за этого и возникают трудовые споры.

Принято считать, что одинокой матерью является женщина, которая не состоит в браке, и когда в свидетельстве о рождении ребенка отсутствует запись об отце ребенка или запись произведена со слов матери. Это не так. Точнее не совсем так: понятие одинокой матери намного шире.

В частности, с точки зрения судов, одинокая мать – это женщина, фактически воспитывающая детей без отца. И речь тут не только о смерти отца. Он может: 

▪ быть лишен родительских прав или ограничен в них; 

▪ быть признан безвестно отсутствующим или недееспособным (ограниченно дееспособным); 

▪ по состоянию здоровья быть не способен лично воспитывать и содержать ребенка; 

▪ отбывать наказание в учреждении, исполняющем наказание в виде лишения свободы; 

▪ уклоняться от воспитания или от защиты прав и интересов ребенка; 

▪ в иных ситуациях.

Одним из таких случаев, как показывает судебная практика, является невыплата отцом ребенка алиментов. Так, Мосгорсуд признал незаконным сокращение женщины. Сотрудница перед увольнением предупредила руководителя организации, что разведена, воспитывает ребенка младше 14 лет без помощи отца. Чтобы это подтвердить, она представила следующие документы: свидетельство о рождении ребенка; свидетельство о расторжении брака; копию судебного приказа о взыскании алиментов; справку судебного пристава о наличии задолженности по уплате алиментов. Суд сделал вывод: если у ребенка есть отец, с которым мать находится в разводе и который не выплачивает алименты, на сотрудницу распространяется запрет на увольнение по инициативе работодателя как на одинокую мать (апелляционное определение Московского городского суда от 20.11.2019 по делу № 33-52672/2019).

Стоит отметить, что согласно последней судебной практике, суды придерживаются именно такого подхода (определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 19.03.2020 по делу № 88-4845/2020; определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 02.07.2020 по делу № 88-10596/2020; определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 06.10.2021 по делу № 88-15622/2021).

На практике бывает, что женщина счастлива в новом браке и, несмотря на то, что ребенка воспитывает не отец, а другой мужчина, она продолжает уверять работодателя, что свой защищенный статус не потеряла. В связи с этим возникает вопрос: снимается ли автоматически с работницы статус «одинокой» при вступлении в новый брак? Как показывает судебная практика - далеко не всегда.

Один из таких споров рассматривался Санкт-Петербургским городским судом. Женщина полагала незаконным свое увольнение в связи с сокращением, так как считала себя одинокой матерью. У нее имелась дочь 14 лет, в свидетельстве о рождении которой не был указан отец, а также сын, рожденный уже в браке. Суд первой инстанции признал увольнение законным, указав, что на момент увольнения работница состояла в зарегистрированном браке, в связи с чем, не могла считаться одинокой матерью. Однако в порядке апелляции решение было отменено. Судьи указали, что законодателем не определено, что женщина автоматически утрачивает статус одинокой матери после вступления в брак в отсутствие сведений об усыновлении ребенка (апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 05.07.2018 № 33-13981/2018).

Заметим, что аналогичную точку зрения разделяют не только суды (апелляционное определение Омского областного суда от 30.05.2019 по делу № 33-2775/2019), но и специалисты Роструда (Информационный портал «Онлайнинспекция.РФ», сентябрь 2015, июнь 2018, Обзор актуальных вопросов от работников и работодателей за июль 2019 года).

И еще один момент, на который следует обратить внимание: в трудовом законодательстве не содержится нормы, согласно которой работница должна уведомлять работодателя о наличии у нее статуса «одинокой матери». Тем не менее суды считают, что одинокая мать все-таки должна сообщить работодателю о наличии у нее этого статуса. В противном случае работодатель может расторгнуть с ней договор без учета такого обстоятельства, а поведение работницы, сообщившей о том, что она одинокая мать, только после увольнения, может быть расценено как злоупотребление правом.

Чтобы увольнение не признали незаконным, советуем работодателю уточнять у сотрудников, относятся ли они к тем, кого запрещено увольнять по инициативе работодателя. В свою очередь работнице рекомендуем письменно информировать работодателя о том, что она является одинокой матерью. Это логичные действия добросовестного человека: сама работница заинтересована в льготах, а работодатель объективно не может самостоятельно узнать о ее семейном положении.



Обратная связь