Top.Mail.Ru
Профсреда #8
Меню
Личный кабинет

Профсреда #8

06 ноября, 13:01
Ситуация


В период осенних каникул в школе проводились ремонтные работы, связанные с покраской стен. В соответствии с распоряжением директора Мария Протопоповна выполняла методическую работу на своем рабочем месте. Через час работы, в связи с едким запахом краски, Марии Протопоповне стало плохо, она вызвала скорую помощь и на следующий день не вышла на работу (ей был выдан больничный лист). После возвращения с больничного Мария Протопоповна написала заявление о компенсации ей морального вреда в размере 10 000 руб. Директор в выплате компенсации отказал, ссылаясь на то, что отравление парами краски не является несчастным случаем на производстве.
Мария Протопоповна с решением директора не согласна и намерена его обжаловать, поскольку считает, что директор должен принять меры для расследования несчастного случая и выплатить ей компенсацию морального вреда. Кто из них прав, директор или Мария Протопоповна?
Решение
Расследованию в установленном порядке как несчастные случаи подлежат события, в результате которых пострадавшими были получены, в частности, иные повреждения здоровья, обусловленные воздействием внешних факторов, повлекшие за собой временную или стойкую утрату ими трудоспособности либо смерть пострадавших, если указанные события произошли в течение рабочего времени на территории работодателя [1].
Документом, удостоверяющим временную утрату трудоспособности, является листок нетрудоспособности, выдаваемый медицинскими работниками в соответствии с Порядком выдачи листков нетрудоспособности [2].

Следовательно, работодатель обязан принять все необходимые меры для расследования несчастного случая, связанного с получением работником во время выполнения трудовых обязанностей иного повреждения здоровья, обусловленного воздействием внешних факторов (отравление парами краски), если тот повлек за собой последствия, а именно временную или стойкую утрату трудоспособности[3].

Для расследования несчастного случая работодатель (его представитель) незамедлительно образует комиссию в составе не менее трех человек. В состав комиссии включаются специалист по охране труда или лицо, назначенное ответственным за организацию работы по охране труда приказом (распоряжением) работодателя, представители работодателя, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников, уполномоченный по охране труда. Комиссию возглавляет работодатель (его представитель), а в случаях, предусмотренных ТК РФ, - должностное лицо соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности[4].
Порядок проведения расследования несчастных случаев определен в ст. 229.2 ТК РФ.

В ходе расследования комиссия выявляет обстоятельства и причины несчастного случая, а также лиц, допустивших нарушения требований охраны труда, вырабатывает предложения по устранению выявленных нарушений, причин несчастного случая и предупреждению аналогичных несчастных случаев, определяет, были ли действия (бездействие) пострадавшего в момент несчастного случая обусловлены трудовыми отношениями с работодателем либо участием в его производственной деятельности, квалифицирует несчастный случай как несчастный случай на производстве или как несчастный случай, не связанный с производством.
Работодатель обязан возмещать вред, причиненный работникам в связи с исполнением ими трудовых обязанностей, а также компенсировать моральный вред в порядке и на условиях, которые установлены ТК РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами [5].
В случае признания действий работодателя неправомерными возникает моральный вред. Моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора [6].
Таким образом, в случае если работодатель согласен добровольно возместить моральный вред, необходимо заключить соглашение с работником.
В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба [7].

С учетом изложенного полагаем, что произошедшее с Марией Протопоповной может быть квалифицировано как несчастный случай, который должен быть расследован. Моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора, а в случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом.

См.
[1]. ч. 3 ст. 227 ТК РФ, п. 3 Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, утвержденного Постановлением Минтруда России от 24.10.2002 № 73
[2]. утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 № 624н. п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.03.2011 № 2 «О применении судами законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»
[3]. ч. 3 ст. 227 ТК РФ
[4]. ст. 229 ТК РФ
[5]. ст. 22 ТК РФ
[6]. ст. 237 ТК РФ
[7]. ст. 237 ТК РФ.



Обратная связь