Top.Mail.Ru
Профсреда #36
Меню
Личный кабинет

Профсреда #36

03 июня, 13:26

Ситуация:

Нина Николаевна была наставником Марии Протопоповны, тогда еще молодого специалиста, пришедшей в школу после университета. Она до сих пор обращалась к опытному коллеге за советом, практической помощью и личностной поддержкой. 

Однако, сейчас поддержка понадобилась старшему товарищу.

Нина Николаевна пребывала в депрессии и сильном стрессе уже вторую неделю.

Такое эмоциональное состояние было вызвано рядом публикаций в сети, касающихся увольнения учителей старше 65 лет, и содержащих сведения о том, что продление режима самоизоляции практически не оставляет шансов на продолжение педагогами, относящимися к данной категории, полноценной работы в системе школьного образования.

Чтобы вернуть коллеге душевное равновесие, Мария Протопоповна решила собрать максимально полную информацию, связанную с увольнением работника в период пандемии коронавируса. Она также задала несколько вопросов специалисту Профконсалтинг и в очередной раз похвалила себя за предусмотрительность, поскольку, являясь держателем «пластика», она имела возможность обратиться за помощью к квалифицированным юристам по любому вопросу. Что же она выяснила?


Решение:


В соответствии со ст. 16 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора.

По общему правилу трудовой договор может быть расторгнут только по основаниям, предусмотренным ТК РФ и другими федеральными законами, и только в том порядке, который установлен законодательством для каждого из этих оснований.

Общие основания прекращения трудового договора перечислены в ст. 77 ТК РФ, которая предусматривает основания расторжения трудового договора, применяемые ко всем работникам независимо от их категории. 

В зависимости от того, по чьей инициативе подлежит прекращению трудовой договор, основания прекращения можно классифицировать в следующем порядке:

1) прекращение трудового договора по соглашению сторон и прекращение срочного трудового договора (п. 2 ч. 1 ст. 77 и ст. 79 ТК РФ);

2) прекращение трудового договора по инициативе работника, т.е. по собственному желанию (ст. 80 ТК РФ);

3) прекращение трудового договора по инициативе работодателя (ст. 81 ТК РФ);

4) прекращение трудового договора по инициативе третьих лиц (органов), не являющихся стороной трудового договора, или по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон (ст. 83 ТК РФ).

Одним из оснований для прекращения трудовых отношений по причинам, не зависящим от воли сторон, является наступление чрезвычайных обстоятельств, препятствующих продолжению трудовых отношений. К числу таких обстоятельств отнесена и эпидемия (п. 7 ч. 1 ст. 83 ТК РФ).

Для правомерного увольнения по названной статье должно быть соблюдено несколько условий одновременно:

- наступление чрезвычайных обстоятельств, касающихся всех или большинства жителей РФ либо ее субъектов;

- признание Правительством РФ или органом государственной власти субъекта РФ указанных обстоятельств чрезвычайными;

- отсутствие возможности продолжить с работниками трудовые отношения.

Исходя из этого, прекращение трудового договора в связи с наступлением чрезвычайных обстоятельств, препятствующих продолжению трудовых, допускается только в том случае, если это обстоятельство (т.е. невозможность продолжения трудовых отношений в связи с чрезвычайными ситуациями) признано таковым решением Правительства РФ или органа государственной власти соответствующего субъекта РФ.

Однако, в настоящий момент подобных решений ни Правительством РФ, ни органами государственной власти субъектов РФ, в том числе Москвы, не принималось.

Отметим, что несмотря на то, что чрезвычайные обстоятельства в субъектах РФ были признаны, тем не менее на уровне субъектов, и тем более на федеральном уровне отсутствовало прямое однозначное указание на препятствие продолжению трудовых отношений в виде этих обстоятельств, а работодатель не вправе самостоятельно оценивать юридическое значение указанных обстоятельств для прекращения трудового договора.

Таким образом, на сегодняшний день отсутствуют законные основания для увольнения работников по п. 7 ч. 1 ст. 83 ТК РФ, то есть работника нельзя уволить из-за введения режима самоизоляции для предотвращения распространения коронавируса COVID-19.

Более того, 21 марта 2020 года Правительством РФ проведено совещание по экономическим вопросам, по итогам которого Минтруду России и Минюсту России с участием заинтересованных органов поручено представить предложения, направленные на недопущение необоснованных увольнений работников по причинам, прямо или косвенно связанным с мерами, принимаемыми в целях противодействия распространению новой коронавирусной инфекции, и привлечение соответствующих работодателей к ответственности.

В тоже время, работодатель вправе уволить работника, если на это есть другие основания, например, в результате проведения сокращения штата или численности.

При этом, для увольнения работодателю необходимо соблюсти специальную процедуру, в частности: уведомить работника об увольнении, как правило, за два месяца, направить информацию в службу занятости, предложить работникам подходящие им вакансии, проверить преимущественное право на оставление на работе.

Кроме того, в период плохой эпидемиологической ситуации работника можно уволить за однократное грубое нарушение трудовых обязанностей по п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.

При неоднократном неисполнении работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание, работодатель вправе уволить его по п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.

Аналогичный подход представлен и в разъяснениях Роструда, согласно которых работодатель вправе уволить работника, переведенного на дистанционный труд, в связи с недобросовестным исполнением обязанностей либо нарушением трудовой дисциплины (п. 16 Приложения к Письму Роструда от 09.04.2020 № 0147-03-5).

Дополнительные основания прекращения трудового договора с педагогическими работниками определены в ст. 336 ТК РФ.

Помимо этого, законом не запрещено прекращать с работником трудовые отношения по соглашению сторон (п. 1 ч. 1 ст. 77 ТК РФ).

Таким образом, во время эпидемиологической ситуации из-за коронавируса работника, в том числе учителя старше 65 лет, можно уволить при наличии для этого законного основания. Например, возможно увольнение по сокращению, по соглашению сторон или «по статье» (за нарушение работником трудовых обязанностей).

При этом сама по себе неблагоприятная ситуация в стране (в регионе) не является в настоящее время самостоятельным законным основанием для увольнения.

Отметим также, что принуждать работника к увольнению по соглашению сторон или по собственному желанию работодатель не имеет права.

В случае необоснованного увольнения, или с нарушением установленного порядка расторжения трудового договора, увольнение работника признается незаконным, он подлежит восстановлению на работе, в его пользу также взыскивается заработная плата за время вынужденного прогула и денежная компенсация морального вреда в соответствии со ст. 237 ТК РФ.

Кроме того, работодатель может быть привлечен к административной ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ.




Обратная связь