Профсреда #131
19 октября, 15:47Новый выпуск "Профсреда" в рамках реализации проекта "Профконсалтинг +" при поддержке Фонда президентских грантов.
На сегодняшний день представить жизнь человека без смартфона, телевизора, сложной бытовой техники практически невозможно. Однако, бывают случаи, когда приобретенный товар оказывается некачественным. В такую ситуацию попала Мария Протопоповна – у нее сломался сотовый телефон, который она купила полгода назад. Естественное желание - вернуть его обратно. Но, все ли так просто с возвратом техники? В настоящей статье мы поговорим о том, к какой категории товаров относится сотовый телефон, можно ли вернуть некачественную технику и что делать, если вам не понравился купленный холодильник, телевизор или автомобиль?
Начнем с того, что сотовые телефоны, имеющие сенсорный экран и обладающие двумя и более функциями, относятся к группе технически сложных товаров. Помимо телефона к таким товарам относятся автомобили, компьютеры, цифровые фото- и видеокамеры, телевизоры, холодильники, стиральные и посудомоечные машины и др. Полный и закрытый перечень технически сложных товаров закреплен в Постановлении Правительства РФ от 10.11.2011 № 924.
Так вот, законом предусмотрен особый порядок возврата или обмена товаров, включённых в данный Перечень. Особенность состоит в том, что вернуть и обменять их можно только при наличии недостатков, либо, если не предоставлена полная и достоверная информация. Кроме того, возврат и замена такого товара зависит от срока обнаружения недостатков, прошло или нет 15 дней с момента передачи товара потребителю.
Как следует из ст. 18 Закона о защите прав потребителей, при обнаружении в технически сложном товаре недостатков, потребитель вправе:
■ вернуть товар и потребовать возврата уплаченной суммы;
■ потребовать обмена товара на аналогичный;
■ потребовать заменить на товар другой марки (с перерасчётом покупной цены).
Любое из этих требований можно предъявить в течение 15 дней после передачи товара покупателю. Причем, характер недостатка (например, даже если недостаток устраним) в данном случае значения не имеет. Обратите внимание: 15-дневный срок считается со дня, следующего за днем передачи товара (непосредственно день покупки не учитывается).
Однако, если с момента покупки прошло более 15 дней, то вернуть технику ненадлежащего качества и получить деньги обратно можно лишь в трёх случаях:
■ если выявленный недостаток является существенным. Как разъясняет Закон, под существенным недостатком товара понимается неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени. К примеру, если телефон стоит 10 000 руб., а из-за обнаруженного дефекта требуется заказ оригинальных деталей и ремонт, который обойдется в 20 000 рублей, то тут явно существенный недостаток и товар нужно возвращать. Также неустранимым будет признан недостаток, который выявляется неоднократно или проявляется вновь после устранения;
■ если нарушен срок устранения недостатков, который в обязательном порядке должен быть определен и не может превышать 45 дней,
■ если в течение хотя бы одного года гарантии товаром нельзя было пользоваться более чем 30 дней по причине неоднократных ремонтов, которые осуществлялись из-за разных недостатков товара.
Обратите внимание! При приобретении технически сложного товара ненадлежащего качества в интернет-магазине (дистанционным способом) действуют те же правила возврата, что и при совершении покупки в «обычном» магазине.
И еще такой момент! Технически сложные товары надлежащего качества обмену и возврату в течение 14 дней после покупки не подлежат. Например, если человек купил холодильник, но в процессе установки стало понятно, что он не подходит по габаритам, магазин обратно не примет его на законных основаниях.
Исключение – товары, приобретенные дистанционным способом. Для них действуют другие правила. В частности, возврат технически сложного товара бытового назначения (применительно к товару надлежащего качества) возможен в любое время до его передачи, а после передачи – в течение 7 дней, в случае, если сохранены его потребительские свойства и товарный вид, документ, подтверждающий факт и условия покупки указанного товара.
В заключении обращаем внимание потребителей на еще один нюанс, касающийся покупки технически сложного товара дистанционным способом: если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, потребитель вправе отказаться от товара в течение 3-х месяцев с момента его передачи.
#ПрезидентскиеГранты #ФондПрезидентскихГрантов #Профзащита #Профконсалтинг_Плюс