Top.Mail.Ru
Профсреда #126
Меню
Личный кабинет

Профсреда #126

14 сентября, 10:00
Профсреда 126.png

Права потребителей объективно являются одними из самых востребованных прав гражданина, которыми он пользуется ежедневно, покупая товары в магазинах, заказывая выполнение работ или оказание услуг. При этом, нередко с потребителем заключается договор, условия которого ущемляют его права. Мария Протопоповна узнала, что с 1 сентября 2022 года у потребителей появилось больше возможностей для защиты своих прав. А все потому, что начала действовать новая редакция ст. 16 Закона о защите прав потребителей, из которой стало понятнее, какие условия договора считаются недопустимыми и когда можно требовать возмещения убытков. Все подробности – в статье.

Итак, 1 мая 2022 года принят Федеральный закон № 135-ФЗ «О внесении изменения в статью 16 Закона РФ «О защите прав потребителей». Существенным изменением, внесённым вышеуказанным законом, является перечень (в предыдущей редакции ст. 16 такой перечень отсутствует) условий, ущемляющих права потребителя.

Так, недопустимыми теперь считаются условия, которые:

● предоставляют продавцу (исполнителю) право на односторонний отказ от исполнения обязательства или одностороннее изменение его условий (предмета, цены, срока и иных согласованных с потребителем условий);

● ограничивают право потребителя на свободный выбор территориальной подсудности споров;

● устанавливают для потребителя штрафные санкции или иные обязанности, препятствующие свободной реализации права на отказ от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг), установленного ст. 32 Закона;

● исключают или ограничивают ответственность продавца (исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по основаниям, не предусмотренным законом;

● обусловливают приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг);

● предусматривают выполнение дополнительных работ (услуг) за плату без получения согласия потребителя;

● ограничивают право потребителя на выбор способа и формы оплаты товаров (работ, услуг);

● содержат основания досрочного расторжения договора по требованию продавца (исполнителя), не предусмотренные законом;

● уменьшают размер законной неустойки;

● ограничивают право выбора вида требований, которые могут быть предъявлены продавцу (исполнителю) при продаже товаров (выполнении работ, услуг) ненадлежащего качества (ст. ст. 18 и 29 Закона);

● устанавливают обязательный досудебный порядок рассмотрения споров, если он не предусмотрен законом;

● устанавливают для потребителя обязанность доказывать определенные обстоятельства, бремя доказывания которых законом не возложено на потребителя;

● ограничивают потребителя в средствах и способах защиты нарушенных прав;

● ставят удовлетворение требований потребителей в отношении товаров (работ, услуг) с недостатками в зависимость от условий, не связанных с их недостатками;

● иные условия, нарушающие правила, установленные международными договорами РФ и законодательством РФ в области защиты прав потребителей.

Отметим, что такие условия договора считаются ничтожными, то есть не подлежат применению.

В случае предъявления потребителем требования об исключении из договора недопустимых условий продавец (исполнитель) обязан рассмотреть его в течение 10 дней со дня его предъявления с обязательным извещением потребителя о результатах рассмотрения и принятом мотивированном решении по существу указанного требования.

В такой же срок должно быть выполнено требование потребителя о возмещении убытков, причиненных включением в договор подобных условий. Заметим, что правило о необходимости возмещения убытков потребителю содержалось и в предыдущей редакции ст. 16, однако срок удовлетворения этого требования в законе прописан не был.

И еще одно новшество. Продавец (исполнитель) не вправе отказать потребителю в заключении (исполнении, изменении или расторжении) договора только по той причине, что потребитель отказался предоставлять свои персональные данные. Исключения составляют только случаи, когда предоставление таких данных предусмотрено законом или непосредственно связано с исполнением договора. Если потребитель потребует сообщить ему письменно о причинах и основаниях, по которым заключение (исполнение, изменение или расторжение) договора без его персональных данных невозможно, ответ ему должен быть направлен в течение 7 дней со дня предъявления требования в той же форме, в которой было направлено требование (бумажная, электронная и т.д.). При предъявлении требования в устной форме такая информация должна быть предоставлена незамедлительно.

В заключении напомним, что поправки вступили в силу 1 сентября 2022 года. Однако, в части перечня недопустимых договорных условий будут применяться в том числе к ранее заключенным договорам. С полным текстом закона можно ознакомиться на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru


Обратная связь