Top.Mail.Ru
Вопрос по оплате услуг за присмотр и уход, если ребенок не посещает детский сад по вине родителей
Меню
Личный кабинет

Вопрос по оплате услуг за присмотр и уход, если ребенок не посещает детский сад по вине родителей

10 октября, 17:13

Вопрос

Вопрос по оплате услуг за присмотр и уход, если ребенок не посещает детский сад по вине родителей

Ответ

Вопрос:

Можно ли получить юридический нормативный документ по следующему вопросу:

- Ребенок не посещает детский сад по причине отъезда из города (отдых и т.п.). Как обязать родителя платить за это время?

 

Ответ:

Нормативного документа, напрямую обязывающего родителей вносить плату за присмотр и уход, нет. 

Порядок оплаты определяется договором, заключенным между родителями и образовательным учреждением.

В соответствии с Письмом Министерства образования и науки РФ от 24 апреля 2013 г. N ДЛ-101/08 «О размере платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми» были направлены разъяснения:

За присмотр и уход за ребенком учредитель организации, осуществляющей образовательную деятельность, вправе устанавливать плату, взимаемую с родителей (законных представителей) (далее - родительская плата), и ее размер, если иное не установлено Федеральным законом (часть 2 статьи 65 Федерального закона). Под присмотром и уходом за детьми в Федеральном законе понимается комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня (пункт 34 статьи 2 Федерального закона). Присмотр и уход за детьми осуществляется организациями, осуществляющими образовательную деятельность, на основании договора об оказании соответствующих услуг между родителями (законными представителями) ребенка и организацией.

При установлении размера родительской платы за присмотр и уход за детьми следует иметь в виду, что в родительскую плату не допускается включение расходов на реализацию образовательной программы дошкольного образования, а также расходов на содержание недвижимого имущества государственных и муниципальных образовательных организаций, реализующих образовательную программу дошкольного образования (часть 4 статьи 65 Федерального закона).

Это связано с тем, что обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных и общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации, отнесено к полномочиям субъектов Российской Федерации (пункт 3 части 1 статьи 8Федерального закона).

Кроме того установлено право, а не обязанность учредителя образовательной организации устанавливать плату, взимаемую с родителей за присмотр и уход за детьми в образовательных организациях (часть 2 статьи 65 Федерального закона); при введении родительской платы учредитель вправе снизить размер родительской платы или не взимать ее с отдельных категорий родителей (законных представителей) в определяемых им случаях и порядке (часть 2 статьи 65 Федерального закона); установлено, что за присмотр и уход за детьми-инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также за детьми с туберкулезной интоксикацией, обучающимися в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, родительская плата не взимается (часть 3 статьи 65 Федерального закона);

в целях материальной поддержки воспитания и обучения детей, посещающих образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования, родителям (законным представителям) выплачивается компенсация в размере, устанавливаемом нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, но не менее 20 процентов среднего размера родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях, находящихся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, на первого ребенка, не менее 50 процентов размера такой платы на второго ребенка, не менее 70 процентов размера такой платы на третьего ребенка и последующих детей (часть 5 статьи 65 Федерального закона).

Ранее п. 6. Постановления Правительства Москвы от 31.01.2006 N 62-ПП "О Положении о порядке определения платы, взимаемой с родителей (законных представителей), за содержание детей в государственных образовательных учреждениях системы Департамента образования города Москвы, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования, дошкольных образовательных учреждениях системы Департамента здравоохранения города Москвы и дошкольных образовательных учреждениях системы Департамента социальной защиты населения города Москвы" (отменено постановлением Правительства Москвы от 26.12.2012 N 839-ПП) было установлено, что оплата содержания ребенка производится по фактическому количеству дней его пребывания в государственном образовательном учреждении системы Департамента образования города Москвы, реализующем общеобразовательные программы дошкольного образования, дошкольном образовательном учреждении системы Департамента здравоохранения города Москвы и дошкольном образовательном учреждении системы Департамента социальной защиты населения города Москвы.

Правоотношения между родителями и дошкольным образовательным учреждением основываются на общих правилах, установленных гражданским законодательством.

Согласно п. 1 ст. 779 Гражданского кодекса РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. В силу п. 1 ст. 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.

В соответствии со ст. ст. 779, 781 Гражданского кодекса РФ, ст. 37 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей) оплате подлежат фактически оказанные заказчику услуги. Вместе с тем Закон о защите прав потребителей не регламентирует порядок расчетов сторон по договору возмездного оказания услуг, в случае если услуги фактически не были оказаны, но при этом заказчик не отказался от дальнейшего исполнения договора в одностороннем порядке.

В данной ситуации необходимо применять общие положения ГК РФ, предписывающие определенный порядок расчетов сторон по договору возмездного оказания услуг. В соответствии с п. 3 ст. 781 ГК РФ в случае невозможности исполнения услуг по обстоятельствам, за которые ни одна из сторон не отвечает, заказчик должен возместить исполнителю фактически понесенные им расходы, если иное не предусмотрено законом или договором.

При этом в ГК РФ не перечислены случаи, которые могут расцениваться как обстоятельства, за которые ни одна из сторон не отвечает. Согласно судебной практике к таким случаям относится болезнь заказчика либо лица, непосредственно потребляющего услугу.

Вместе с тем в силу указанной нормы исполнитель вправе потребовать возмещения фактически понесенных им расходов.

Пункт 3 статьи 781 ГК РФ по общему правилу позволяет сторонам договора оговаривать в договоре иные последствия невозможности исполнения договора при возникновении обстоятельств, за которые ни одна из сторон не отвечает.

Тем не менее, при рассмотрении аналогичных споров, вытекающих из договоров возмездного оказания услуг потребителям, суды общей юрисдикции с учетом ст. 16 Закона о защите прав потребителей исходят из принципа защиты интересов более слабой стороны договора, то есть потребителя. При таких обстоятельствах условия договора, исключающие право на возврат уплаченного в счет исполнения услуги аванса или содержащие обязанность уплатить вознаграждение, в случае если услуга не оказана по объективным, не зависящим от сторон обстоятельствам, признаются неправомерными и противоречащими п. 3 ст. 781 ГК РФ.

Пунктом 2 ст. 781 ГК РФ установлено, что в случае невозможности исполнения, возникшей по вине заказчика, услуги подлежат оплате в полном объеме, если иное не предусмотрено законом или договором возмездного оказания услуг.

В пункте 2 статьи 781 ГК РФ предусмотрен случай, когда невозможность исполнения обязательства по оказанию услуг возникла по вине заказчика. В этом случае именно на заказчика возлагаются все последствия такой невозможности, которые состоят в обязанности заказчика оплатить услуги в полном объеме, если иное не будет установлено договором.

Указанная норма регулирует случаи, когда заказчик, не отказываясь от договора и выражая волю к принятию услуг, совершает действия, которые исключают возможность оказания ему надлежащих услуг, то есть договорные правоотношения сторон по поводу возмездного оказания услуг продолжают действовать, а заказчик препятствует выполнению исполнителем обязанности по оказанию услуг и не выполняет возложенные на него договором возмездного оказания услуг обязанности.

При этом в соответствии с п. 1 ст. 782 ГК РФ заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.

Таким образом, порядок оплаты устанавливается договором между родителями и образовательным учреждением.

 

Обратная связь