Top.Mail.Ru
Вопрос: может ли бюджетное учреждение, осуществляющее обучение по образовательным программам дошкольного образования, оказывать эти услуги и (или) услуги по присмотру и уходу за детьми за плату сверх гос.задания
Меню
Личный кабинет

Вопрос: может ли бюджетное учреждение, осуществляющее обучение по образовательным программам дошкольного образования, оказывать эти услуги и (или) услуги по присмотру и уходу за детьми за плату сверх гос.задания

16 декабря, 21:13

Вопрос

Вопрос: может ли бюджетное учреждение, осуществляющее обучение по образовательным программам дошкольного образования, оказывать эти услуги и (или) услуги по присмотру и уходу за детьми за плату сверх гос.задания

Ответ

Вопрос: может ли бюджетное учреждение, осуществляющее обучение по образовательным программам дошкольного образования, оказывать эти услуги и (или) услуги по присмотру и уходу за детьми за плату сверх гос.задания (в случае, если в учреждении есть свободные места и соответствующие возможности оказывать услуги сверх гос.задания)?

Рассмотрев вопрос мы пришли к следующему выводу:

1)     государственное учреждение не может оказывать услуги по реализации программ дошкольного образования в рамках ФГОС за плату даже сверх гос.задания.

Обоснование ответа:

            В соответствии со ст.43 Конституцией РФ гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Согласно ч.3 ст.5 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» государством гарантируется общедоступность и бесплатностьв соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

Согласно ст.67 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» правила приема на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня. В приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест

Таким образом, при наличии свободных мест, не проживающим на закрепленной территории, гос.учреждение не может отказать в приеме на обучение по образовательным программам общего образования (включая программы дошкольного образования) в соответствии с ФГОСбесплатно.

Госзадание должно обеспечивать реализацию гарантий государства.

Таким образом, государственное учреждение при приеме на обучение сверх госзадания по программам дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего(реализуемым в пределахФГОС) должна обеспечить государственные гарантии бесплатности указанного образования и информировать учредителя о необходимости внесения соответствующих изменений вгос.задание.

За деньги родителей сверх гос.заданиягос.учреждение может обучать по образовательным программам дошкольного и общего образования за рамками ФГОС или по образовательным программам, общедоступность и бесплатность которых не гарантируется государством (например, дополнительные общеобразовательные программы сверх гос.задания).

 2)     Представляется, что оказание услуг по присмотру и уходу должно предоставляться в рамках гос.задания (т.е. при необходимости следует рассмотреть вопрос о корректировке гос.задания). В случае отсутствия корректировки гос.задания, сверхгос.задания возможно оказание услуг присмотра и ухода, однако размер платы за оказание таких услуг должен устанавливаться учредителем.

 Обоснование ответа:

 В соответствии со ст.69.2 Бюджетного кодекса РФ Государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) формируется в соответствии с ведомственным перечнем государственных (муниципальных) услуг и работ, оказываемых (выполняемых) государственными (муниципальными) учреждениями в качестве основных видов деятельности.

Бюджетное учреждение вправе сверх установленного государственного (муниципального) задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного (муниципального) задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельностидля граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. Порядок определения указанной платы устанавливается соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, если иное не предусмотрено федеральным законом (ч.4 ст.9.2. Федерального закона № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»)

 В соответствии с п.4 и п.5 Порядка определения платы за оказание государственными бюджетными учреждениями г. Москвы, находящимися в ведении Департамента образования г. Москвы, гражданам и юридическим лицам за плату государственных услуг (выполнение работ), относящихся к их основным видам деятельности, оказываемых сверх установленного государственного задания(утв.Приказом Департамента образования г. Москвы от 13 мая 2011 г. N 346 "Об обеспечении прав граждан и юридических лиц на получение дополнительных, сверх установленного государственного задания, услуг за плату на основе экономически обоснованных затрат"):

-Учреждение самостоятельно формирует и утверждает перечень платных услуг.

- В случаях, если федеральным законом или законом города Москвы предусматривается оказание учреждением платной услуги в пределах государственного задания, в том числе для льготных категорий потребителей, такая платная услуга включается в ведомственный перечень государственных услуг, по которым формируется государственное задание.

- Учреждение самостоятельно утверждает размер платы на оказываемые им платные услуги, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации и города Москвы.

 Предоставление услуги по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста (дети в возрасте до 7 лет) включена в Ведомственный перечень государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) государственными учреждениями, находящимися в ведении Департамента образования города Москвы (утв.Приказом ДО от 01.06.2011 № 382).

В соответствии со ст.67 Федерального закона № 273-ФЗ получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев.

Установлено, что дошкольные образовательные организации осуществляют (а иные организации, реализующие программы дошкольного образования, вправе осуществлять) присмотр и уход за детьми (ст.65 ФЗ № 273-ФЗ), при этом создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми в государственных организациях субъектов РФ отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ (пункт 5 части 1 статьи 8 Федерального закона № 273-ФЗ).

 Таким образом:

- законом установлена обязанность Москвы создавать условия для осуществления присмотра и ухода и услуга включена в Ведомственный перечень - т.е. можно ставить вопрос о корректировке гос.задания,

- учреждение самостоятельно утверждает размер платы, если иное не установлено законодательством – ст.65 Федерального закона № 273-ФЗ определено, что плату вправе устанавливать учредитель.

 Предоставление услуги присмотра и ухода безвозмездно государством не гарантируется.

За присмотр и уход за ребенком плату и размер платы вправе устанавливать учредитель. Учредитель вправе снизить размер родительской платы или не взимать ее с отдельных категорий родителей (законных представителей) в определяемых им случаях и порядке (ч.2 ст.65 ФЗ № 273-ФЗ).

В соответствии с ч.3 ст.65освобождены от родительской платыслед.категории: за присмотр и уход за детьми-инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также за детьми с туберкулезной интоксикацией, обучающимися в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования.

Также, согласно ч.4 ст.65 не допускается включение расходов на реализацию образовательной программы дошкольного образования, а также расходов на содержание недвижимого имущества государственных и муниципальных образовательных организаций, реализующих образовательную программу дошкольного образования, в родительскую плату за присмотр и уход за ребенком в таких организациях.

Согласно ч.5 ст.65 родителям детей, посещающих образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования, родителям (законным представителям) выплачивается компенсация родительской платы. Выплата компенсации является расходным обязательством субъекта РФ

 

Обратная связь