Вопрос
Вопрос: может ли бюджетное учреждение, осуществляющее обучение по образовательным программам дошкольного образования, оказывать эти услуги и (или) услуги по присмотру и уходу за детьми за плату сверх гос.задания
Ответ
Вопрос: может ли бюджетное учреждение, осуществляющее обучение по образовательным программам дошкольного образования, оказывать эти услуги и (или) услуги по присмотру и уходу за детьми за плату сверх гос.задания (в случае, если в учреждении есть свободные места и соответствующие возможности оказывать услуги сверх гос.задания)?
Рассмотрев вопрос мы пришли к следующему выводу:
1) государственное учреждение не может оказывать услуги по реализации программ дошкольного образования в рамках ФГОС за плату даже сверх гос.задания.
Обоснование ответа:
В соответствии со ст.43 Конституцией РФ гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Согласно ч.3 ст.5 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» государством гарантируется общедоступность и бесплатностьв соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
Согласно ст.67 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» правила приема на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня. В приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест
Таким образом, при наличии свободных мест, не проживающим на закрепленной территории, гос.учреждение не может отказать в приеме на обучение по образовательным программам общего образования (включая программы дошкольного образования) в соответствии с ФГОСбесплатно.
Госзадание должно обеспечивать реализацию гарантий государства.
Таким образом, государственное учреждение при приеме на обучение сверх госзадания по программам дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего(реализуемым в пределахФГОС) должна обеспечить государственные гарантии бесплатности указанного образования и информировать учредителя о необходимости внесения соответствующих изменений вгос.задание.
За деньги родителей сверх гос.заданиягос.учреждение может обучать по образовательным программам дошкольного и общего образования за рамками ФГОС или по образовательным программам, общедоступность и бесплатность которых не гарантируется государством (например, дополнительные общеобразовательные программы сверх гос.задания).
2) Представляется, что оказание услуг по присмотру и уходу должно предоставляться в рамках гос.задания (т.е. при необходимости следует рассмотреть вопрос о корректировке гос.задания). В случае отсутствия корректировки гос.задания, сверхгос.задания возможно оказание услуг присмотра и ухода, однако размер платы за оказание таких услуг должен устанавливаться учредителем.
Обоснование ответа:
В соответствии со ст.69.2 Бюджетного кодекса РФ Государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) формируется в соответствии с ведомственным перечнем государственных (муниципальных) услуг и работ, оказываемых (выполняемых) государственными (муниципальными) учреждениями в качестве основных видов деятельности.
Бюджетное учреждение вправе сверх установленного государственного (муниципального) задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного (муниципального) задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельностидля граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. Порядок определения указанной платы устанавливается соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, если иное не предусмотрено федеральным законом (ч.4 ст.9.2. Федерального закона № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»)
В соответствии с п.4 и п.5 Порядка определения платы за оказание государственными бюджетными учреждениями г. Москвы, находящимися в ведении Департамента образования г. Москвы, гражданам и юридическим лицам за плату государственных услуг (выполнение работ), относящихся к их основным видам деятельности, оказываемых сверх установленного государственного задания(утв.Приказом Департамента образования г. Москвы от 13 мая 2011 г. N 346 "Об обеспечении прав граждан и юридических лиц на получение дополнительных, сверх установленного государственного задания, услуг за плату на основе экономически обоснованных затрат"):
-Учреждение самостоятельно формирует и утверждает перечень платных услуг.
- В случаях, если федеральным законом или законом города Москвы предусматривается оказание учреждением платной услуги в пределах государственного задания, в том числе для льготных категорий потребителей, такая платная услуга включается в ведомственный перечень государственных услуг, по которым формируется государственное задание.
- Учреждение самостоятельно утверждает размер платы на оказываемые им платные услуги, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации и города Москвы.
Предоставление услуги по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста (дети в возрасте до 7 лет) включена в Ведомственный перечень государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) государственными учреждениями, находящимися в ведении Департамента образования города Москвы (утв.Приказом ДО от 01.06.2011 № 382).
В соответствии со ст.67 Федерального закона № 273-ФЗ получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев.
Установлено, что дошкольные образовательные организации осуществляют (а иные организации, реализующие программы дошкольного образования, вправе осуществлять) присмотр и уход за детьми (ст.65 ФЗ № 273-ФЗ), при этом создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми в государственных организациях субъектов РФ отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ (пункт 5 части 1 статьи 8 Федерального закона № 273-ФЗ).
Таким образом:
- законом установлена обязанность Москвы создавать условия для осуществления присмотра и ухода и услуга включена в Ведомственный перечень - т.е. можно ставить вопрос о корректировке гос.задания,
- учреждение самостоятельно утверждает размер платы, если иное не установлено законодательством – ст.65 Федерального закона № 273-ФЗ определено, что плату вправе устанавливать учредитель.
Предоставление услуги присмотра и ухода безвозмездно государством не гарантируется.
За присмотр и уход за ребенком плату и размер платы вправе устанавливать учредитель. Учредитель вправе снизить размер родительской платы или не взимать ее с отдельных категорий родителей (законных представителей) в определяемых им случаях и порядке (ч.2 ст.65 ФЗ № 273-ФЗ).
В соответствии с ч.3 ст.65освобождены от родительской платыслед.категории: за присмотр и уход за детьми-инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также за детьми с туберкулезной интоксикацией, обучающимися в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования.
Также, согласно ч.4 ст.65 не допускается включение расходов на реализацию образовательной программы дошкольного образования, а также расходов на содержание недвижимого имущества государственных и муниципальных образовательных организаций, реализующих образовательную программу дошкольного образования, в родительскую плату за присмотр и уход за ребенком в таких организациях.
Согласно ч.5 ст.65 родителям детей, посещающих образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования, родителям (законным представителям) выплачивается компенсация родительской платы. Выплата компенсации является расходным обязательством субъекта РФ