Top.Mail.Ru
Действия образовательного учреждения, если его обучающийся стал сиротой (остался без попечения родителей)
Меню
Личный кабинет

Действия образовательного учреждения, если его обучающийся стал сиротой (остался без попечения родителей)

17 апреля, 14:49

Вопрос

Действия образовательного учреждения, если его обучающийся стал сиротой (остался без попечения родителей)

Ответ

Образовательное учреждение, в котором ребенок проходил обучение до того момента, как он остался без попечения родителей, обязано в отношении такого ребенка исполнить обязанности, предусмотренные ст. 122 Семейного кодекса РФ в части уведомление органа опеки и попечительства о выявлении такого факта.

В остальном обеспечение и защита интересов ребенка, оставшегося без попечения родителей, в т.ч. в части обеспечения прав ребенкана жилье, согласно действующего законодательства возлагается на опекунов и попечителей либо организации, выступающие в качестве таковых (организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).

Обоснование:

Защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей <…>, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства. (ст. 121 СК РФ)

Органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей, обеспечивают защиту их прав и интересов до решения вопроса об их устройстве и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.

Деятельность других, кроме органов опеки и попечительства, юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, не допускается.

Статьей 122 СК РФ (п.1) установлена обязанность должностных лиц организаций (дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций, медицинских организаций и других организаций) и иных граждан располагающих сведениями о детях, оставшихся без попечения родителей, обязаны сообщить об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей.

Орган опеки и попечительства в течение трех дней со дня получения таких сведений обязан провести обследование условий жизни ребенка и при установлении факта отсутствия попечения его родителей или его родственников обеспечить защиту прав и интересов ребенка до решения вопроса о его устройстве.

(п.2) Руководители образовательных организаций, <…> в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, в семидневный срок со дня, когда им стало известно, что ребенок может быть передан на воспитание в семью, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту нахождения данной организации.

(п.3) Орган опеки и попечительства в течение месяца со дня поступления указанных выше сведений обеспечивает устройство ребенка и при невозможности передать ребенка на воспитание в семью направляет сведения о таком ребенке по истечении указанного срока в соответствующий орган исполнительной власти субъекта РФ для учета в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

Орган исполнительной власти субъекта РФ в течение месяца со дня поступления сведений о ребенке организует его устройство в семью граждан, проживающих на территории данного субъекта Российской Федерации, а при отсутствии такой возможности направляет указанные сведения в федеральный орган исполнительной власти для учета в федеральном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и оказания содействия в последующем устройстве ребенка на воспитание в семью граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации.

За неисполнение обязанностей, предусмотренных пунктами 2 и 3 ст.122 СК РФ, за предоставление заведомо недостоверных сведений, а также за иные действия, направленные на сокрытие ребенка от передачи на воспитание в семью, руководители организаций и должностные лица указанные в пунктах 2 и 3 ст.122 СК РФ привлекаются к ответственности в порядке, установленном законом.

Статьей 5.36. КоАП РФ установлена административная ответственность за «Нарушение порядка или сроков предоставления сведений о несовершеннолетних, нуждающихся в передаче на воспитание в семью либо в учреждения для детей-сирот или для детей, оставшихся без попечения родителей», а именно:

1. Нарушение руководителем учреждения, в котором находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, либо должностным лицом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления порядка или сроков предоставления сведений о несовершеннолетнем, нуждающемся в передаче на воспитание в семью (на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью) либо в учреждение для детей-сирот или для детей, оставшихся без попечения родителей, а равно предоставление заведомо недостоверных сведений о таком несовершеннолетнем -

влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.

2. Совершение руководителем учреждения, в котором находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, либо должностным лицом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления действий, направленных на укрытие несовершеннолетнего от передачи на воспитание в семью (на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью) либо в учреждение для детей-сирот или для детей, оставшихся без попечения родителей, - влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.

Порядок устройства детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотрен ст.123 СК РФ, согласно которой:

(П.1.) Дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче в семью на воспитание (усыновление (удочерение), под опеку или попечительство, в приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в патронатную семью), а при отсутствии такой возможности временно, на период до их устройства на воспитание в семью, передаются в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов, предусмотренных ст. 155.1 СК РФ.

При устройстве ребенка должны учитываться его этническое происхождение, принадлежность к определенной религии и культуре, родной язык, возможность обеспечения преемственности в воспитании и образовании.

(П.2.)До устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью или в организации, указанные в пункте 1 ст. 123 СК РФ, исполнение обязанностей опекуна (попечителя) детей временно возлагается на органы опеки и попечительства.

Согласно ст. 155.1. СК РФ под устройством детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, понимается помещение таких детей под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги

В соответствии со ст. 155.2 СК РФ права и обязанности организаций, указанных в ст. 155.1 СК РФ, в отношении детей, оставшихся без попечения родителей, возникают с момента принятия органами опеки и попечительства актов об устройстве детей в указанные организации.

Детям, помещенным под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны или попечители не назначаются. Исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию и образованию детей, а также защите их прав и законных интересов возлагается на эти организации

Законодательством РФ предусмотрены дополнительные гарантии по реализации прав ребенка, оставшегося без попечения родителей, на жилое помещение, в том числе находящееся на праве социального найма.

Жилое помещение, занимаемое гражданами по договору социального найма, сохраняется за детьми в течение всего времени их пребывания у опекунов (попечителей), если в жилом помещении, из которого они выбыли, остались проживать другие члены семьи (ст. 71 ЖК РФ).

В случае смерти родителей, а также в иных случаях утраты попечения родителей, если в жилом помещении остались проживать исключительно несовершеннолетние, органы опеки и попечительства, руководители учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны (попечители), приемные родители или иные законные представители несовершеннолетних в течение трех месяцев оформляют договор передачи жилого помещения в собственность детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

Договоры передачи жилых помещений в собственность несовершеннолетним, не достигшим возраста 14 лет, оформляются по заявлениям их законных представителей с предварительного разрешения органов опеки и попечительства или при необходимости по инициативе таких органов. Указанные договоры несовершеннолетними, достигшими возраста 14 лет, оформляются самостоятельно с согласия их законных представителей и органов опеки и попечительства.

Оформление договора передачи в собственность жилых помещений, в которых проживают исключительно несовершеннолетние, проводится за счет средств собственников жилых помещений, осуществляющих их передачу (за счет средств местных бюджетов) – ст. 2 Закон РФ от 04.07.1991 N 1541-1 (ред. от 16.10.2012) «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

В соответствии со ст. 83 ЖК РФ договор социального найма расторгается:

- в любое время по соглашению сторон.

- случае выезда нанимателя и членов его семьи в другое место жительства договор социального найма жилого помещения считается расторгнутым со дня выезда, если иное не предусмотрено федеральным законом.

<…>

Договор социального найма жилого помещения прекращается в связи с утратой (разрушением) жилого помещения, со смертью одиноко проживавшего нанимателя.

В ситуации, когда дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеют закрепленного жилого помещения, то по окончании пребывания в соответствующем воспитательном учреждении, у опекунов или попечителей, они имеют право на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Ст. 98.1 ЖК РФ предусмотрен особый вид специализированных жилых помещений - Жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Порядок предоставления специализированных жилых помещений предусмотрен ст. 99 ЖК РФ, согласно которому:

(П.1.) Специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (органов гос.власти или органов местного самоуправления) <…> по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.

(п. 2.) Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.

В соответствии со ст. 109.1. ЖК РФ - Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством РФ и субъектов РФ.

Ст.103 ЖК РФ установлено (п.5.) Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не могут быть выселены из специализированных жилых помещений без предоставления других благоустроенных жилых помещений, которые должны находиться в границах соответствующего населенного пункта.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (ред. от 25.11.2013)
(п.1.) Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей <…>, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, <…> которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта РФ, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются указанным лицам, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

В случаях, предусмотренных законодательством субъектов РФ, жилые помещения могут быть предоставлены указанным лицам, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме указанных лиц, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, <…> для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

(п.3.) Орган исполнительной власти субъекта РФ формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. В список включаются лица, достигшие возраста 14 лет.

(п.4.) Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:

1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц:

лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с ч.3 ст. 72 ЖК РФ);

страдающих тяжелой формой хронических заболеваний, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно;

2) жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства РФ;

3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

(п.5.) Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливается законодательством субъекта РФ.

(6.) Срок действия договора найма специализированного жилого помещения составляет пять лет.

В случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый пятилетний срок по решению органа исполнительной власти субъекта РФ. <…> Договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый пятилетний срок не более чем один раз.

По окончании срока действия договора найма специализированного жилого помещения и при отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, орган исполнительной власти субъекта РФ обязан принять решение об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда и заключить с указанными лицами социального найма в отношении данного жилого помещения.

По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются указанным лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, <..> на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта РФ.

Право на обеспечение жилыми помещениями <…> сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Постановлением Правительства РФ от 28.06.13 г. N 548 утверждена форма
типового договора найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Дополнительные гарантии социальной поддержки детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей установлены и законодательством города Москвы.

Так Законом г.Москвы от 30.11.2005 N 61 (ред. от 06.11.2013) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве" (ст. 13) предусмотрено:

(П.1.) Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, местом жительства которых является город Москва, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, местом жительства которых является город Москва, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном Правительством Москвы, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения из специализированного жилищного фонда города Москвы по договорам найма специализированных жилых помещений при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

1) местом выявления и первичного устройства ребенка на воспитание в семью или в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или местом регистрации их рождения является город Москва;

2) организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которых указанные граждане завершили свое пребывание, находятся в городе Москве;

3) город Москва является местом жительства лиц, у которых дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа находились на воспитании в семье (опека, попечительство, приемная семья, патронатное воспитание) на основании решения уполномоченного органа в сфере опеки, попечительства и патронажа, при условии отсутствия у указанных граждан жилого помещения в другом населенном пункте Российской Федерации.

(П.2.) Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, <…>, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

(П.3.) Уполномоченный орган исполнительной власти г. Москвы формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда города Москвы по договорам найма специализированных жилых помещений.

В список включаются указанные лица, которые достигли возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа жилых помещений из специализированного жилищного фонда города Москвы по договорам найма специализированных жилых помещений является основанием для исключения их из списка.

(п.4.) Формирование списка осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти г. Москвы на основании документов, предоставляемых организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также уполномоченными органами в сфере опеки, попечительства и патронажа. В случае возникновения и (или) изменения у указанных лиц, обстоятельств, являющихся основанием для включения их в список, организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также уполномоченные органы в сфере опеки, попечительства и патронажа предоставляют в уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы, формирующий список, соответствующие информацию и документы.

<…>

(п.6.) Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств, установленных уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы:

1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц:

а) лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа;

б) страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в п. 4 ч.1 ст.51 ЖК РФ перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно;

в) бывших усыновителей этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, если усыновление отменено;

г) не являющихся членами семьи этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа;

д) больных хроническим алкоголизмом, наркоманией и состоящих на учете в наркологическом диспансере;

е) признанных в установленном порядке недееспособными или ограниченных в дееспособности;

2) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в городе Москве, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа;

3) жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства РФ и законодательства г. Москвы;

4) наличие у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа тяжелой формы хронических заболеваний в соответствии с указанным в п.4 ч.1 ст. 51 ЖК РФ перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно;

5) утрата жилого помещения за время пребывания в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или на воспитании в семье вследствие сноса жилого дома, многоквартирного дома, а также сделок по отчуждению или обмену жилого помещения и отсутствия исполненного судебного решения по фактическому возврату жилого помещения.

(п.7.) Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, определяется Правительством Москвы.

(п.8.) Жилые помещения из специализированного жилищного фонда города Москвы по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются в виде жилых домов, квартир, соответствующих требованиям к благоустройству жилых помещений применительно к городу Москве, указанным лицам, и включенным в список, с учетом их несовершеннолетних детей по норме предоставления площади жилого помещения, установленной законодательством г. Москвы для договоров социального найма. <…>

(П.9.) Договор найма специализированного жилого помещения заключается сроком на пять лет. По окончании срока действия договора найма специализированного жилого помещения и при отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, уполномоченный орган исполнительной власти Москвы принимает решение об исключении данного жилого помещения из специализированного жилищного фонда города Москвы и о заключении договора социального найма в отношении данного жилого помещения.

(П.10.) В случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, договор найма специализированного жилого помещения заключается на новый пятилетний, но не более чем один раз.

(П.11.) Оплата жилых помещений и коммунальных услуг детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из их числа, занимающими жилые помещения по договорам найма специализированного жилого помещения, производится по ставкам, ценам и тарифам, установленным для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма по месту расположения жилого помещения. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа, занимающие жилые помещения по договорам найма специализированного жилого помещения и признанные в установленном Правительством Москвы порядке малоимущими, освобождаются от внесения платы за пользование жилым помещением (платы за наем).

(п.12.) Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа, занимающие жилые помещения по договорам найма специализированного жилого помещения, на время получения по очной форме профессионального образования освобождаются от расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

<…>

(п.15.) Уполномоченные органы исполнительной власти Москвы организуют проведение ремонта указанных жилых помещений, замену кухонных плит, сантехнического и иного оборудования, а также проведение других необходимых мероприятий по подготовке жилых помещений к заселению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа по окончании пребывания в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или нахождения на воспитании в семье.

(п.16.) В случае если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, то на время их пребывания в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нахождения на воспитании в семье, а также на время получения профессионального образования по очной форме обучения они освобождаются от расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (за исключением случаев сдачи указанными лицами или их законными представителями жилого помещения в поднаем).

Постановлением Правительства Москвы от 02.10.2007 N 854-ПП "Об обеспечении жилыми помещениями в городе Москве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа" (вместе с "Положением об обеспечении жилыми помещениями в городе Москве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа числа") (ред. от 04.07.2013)
предусмотрено:

«2.1. При направлении ребенка на воспитание в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, передаче его в приемную семью, опекуну или попечителю уполномоченный орган в сфере организации и деятельности по опеке, попечительству и патронажу распорядительным документом закрепляет право ребенка на жилое помещение путем:

2.1.1. Сохранения за ребенком жилого помещения по месту жительства до помещения его в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемную семью, к опекуну или попечителю.

2.1.2. Предоставления ребенку жилого помещения по окончании его пребывания в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемной семье, у опекуна или попечителя.

2.2. В случае направления ребенка на воспитание в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, передачи его в приемную семью, опекуну или попечителю при условии, что ранее он проживал в городе Москве, а в момент выявления как оставшегося без попечения родителей утратил имевшееся жилое помещение вследствие его продажи или иной сделки, произведенной родителями или иными лицами, уполномоченные органы в сфере опеки, попечительства и патронажа или законный представитель ребенка обязаны обратиться в судебные органы с иском о признании сделки недействительной. При этом в решении уполномоченного органа в сфере опеки, попечительства и патронажа указывается, что сохранение за ребенком жилого помещения будет оформлено после исполнения соответствующего судебного решения по его фактическому возврату.

6. Установить, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа, которым предоставлено жилое помещение по договору безвозмездного пользования, имеют право на получение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с порядком, установленным федеральным законодательством, законами и правовыми актами города Москвы.

7. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа в период действия договора безвозмездного пользования жилого помещения обязаны осуществлять оплату:

- услуг по содержанию и ремонту жилого помещения по ценам и на условиях, установленных для расчетов с нанимателями жилых помещений, находящихся в государственной собственности города Москвы и предоставленных по договору социального найма жилого помещения;

- коммунальных услуг на условиях и по тарифам на коммунальные услуги, установленным для расчетов с населением в зависимости от применяемой схемы расчетов;

- прочих услуг, включая услуги связи по действующим ценам и тарифам.

Плата за пользование жилым помещением с названных категорий пользователей не взимается.

Плата за услуги по содержанию и ремонту жилого помещения и коммунальные услуги не взимается с названных категорий граждан на период обучения по очной форме в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования.

5.1. Предоставление жилых помещений в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Положением, распространяется на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, относительно которых на момент предоставления жилых помещений имеется распорядительный документ уполномоченного органа в сфере опеки, попечительства и патронажа о предоставлении указанным гражданам жилого помещения из жилищного фонда города Москвы по окончании их пребывания на воспитании в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемной семье, у попечителя, а также в случае, когда эти лица в силу соответствующих обстоятельств не подлежат вселению в сохраненное за ними ранее жилое помещение.

Не позднее чем за год до окончания пребывания ребенка у законных представителей или в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, законные представители или администрация такого учреждения подают документы на получение жилого помещения в порядке, установленном Постановлением Правительства г. Москвы от 02.10.2007 N 854-ПП.

Обратная связь