Top.Mail.Ru
Профсреда #32
Меню
Личный кабинет

Профсреда #32

06 мая, 15:47


Ситуация:

Какой прекрасный сегодня день! - произнесла Мария Протопоповна, глядя в окно. -Солнышко светит, птички поют. Вот бы в парке погулять!- Свежий воздух может обойтись нам в кругленькую сумму, - заметил муж Марии Протопоповны. - Прогулка в парке сейчас считается нарушением режима самоизоляции, и на тех, кто вопреки запретам властей, решится на такую прогулку, полиция вправе составить протокол по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ. А там штраф от 15 тысяч до 40 тысяч рублей.
- Так много? - удивилась Мария Протопоповна. - А я читала про штрафы от 4 тыс. до 5 тыс. рублей.
- Это по Московскому кодексу, - авторитетно заявил муж. – Сейчас в Интернете просто лавина постов, в том числе и от юристов, которые рассказывают, кого и за что могут оштрафовать за нарушение режима самоизоляции. Но, вот что интересно! Как выяснилось, есть три нормы с разными штрафами фактически за одно и тоже нарушение. Это ст. 20.6.1 КоАП РФ, ст. 6.3 КоАП РФ, а еще Кодекс города Москвы об административных правонарушениях со своими нормами.
- Так какая же норма может быть применена? По каким статьям могут оформить протокол? - спросила Мария Протопоповна.
Ясность в эти вопросы внес юрист Профконсалтинга, который сообщил, что совсем недавно Верховный Суд РФ подробно разъяснил порядок применения новых составов административных правонарушений, связанных с нарушениями мер борьбы с распространением коронавируса. Давайте разберемся и мы, на какие вопросы ответил Верховный суд РФ.

Решение:

21 апреля 2020 года Президиум Верховного Суда РФ утвердил обзор судебной практики, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
В документе Верховный Суд разъяснил, в каких случаях граждане, ИП и юридические лица подлежат привлечению к ответственности по части 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, а в каких - по части 2 статьи 6.3 КоАП РФ.

Для начала напомним, что частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 г. № 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.

Санкцией части 2 статьи 6.3 КоАП РФ предусмотрены наказания в виде штрафа для граждан - от 15 тыс. до 40 тыс. руб.; для должностных лиц - от 50 тыс. до 150 тыс. руб.; для ИП - от 50 тыс. до 150 тыс. руб. или приостановление деятельности до 90 суток; для юридических лиц - от 200 тыс. до 500 тыс. руб. или приостановление деятельности до 90 суток.
Правонарушение по части 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ выражается в невыполнении правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения ЧС, или в зоне ЧС, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ.

За совершение действий, предусмотренных частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ назначается наказание в виде предупреждения либо штрафа для граждан в размере от 1 тыс. до 30 тыс. руб., для должностных лиц – от 10 тыс. до 50 тыс. руб., для ИП от 30 тыс. до 50 тыс. руб., для юр.лиц – от 100 тыс. до 300 тыс. руб.
Давая разъяснения по применению законодательства об административных правонарушениях, в частности части 2 статьи 6.3 и части 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, Верховный Суд указал, что ответственность по части 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ наступает за нарушение как федеральных правил поведения в условиях режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 № 417, так и региональных правил поведения при введении режима повышенной готовности или ЧС.
Для наглядности в Обзоре Верховного Суда приведен пример Москвы.

Так, по части 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ подлежат квалификации действия:

■ граждан, которые не соблюдают требования, установленные указом Мэра Москвы от 5 марта 2020 г. № 12-УМ «О введении режима повышенной готовности» (с изменениями и дополнениями от 10, 14, 16, 19, 23, 25, 26, 27, 29, 31 марта, 2, 4, 9, 10, 18, 21, 28, 30 апреля 2020 г.), по приостановлению посещения территорий общего пользования (парков, музеев-усадеб и т. д.), граждан, нарушивших социальную дистанцию в общественных местах, или режим самоизоляции;
■ ИП или юр.лиц, выразившиеся в нарушении требований названного указа, о временном приостановлении деятельности.
Однако, если гражданин нарушил подпункт 2.3 пункта 2 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 марта 2020 г. № 7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019», которым предписана 14-дневная изоляция в домашних условиях лиц, прибывших на территорию России из других стран, и, помимо этого, к примеру, в этот период он не соблюдал требование указа Мэра Москвы о приостановлении посещения гражданами территорий общегородского значения, то такие действия подпадают под действие части 2 статьи 6.3 КоАП РФ , которая предусматривает ответственность за нарушение законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и невыполнения установленных предписаний органа санэпиднадзора.
То есть, часть 2 статьи 6.3 КоАП РФ является по отношению к части 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ специальной и влечет назначение более строгого наказания.
Кроме того, поскольку новая коронавирусная инфекция внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, по части 2 статьи 6.3 КоАП РФ за нарушение санитарного законодательства подлежат административной ответственности лица:
■ с подозрением на наличие заразной формы инфекционного заболевания;
■ прибывшие на территорию РФ, в том числе, из государства, эпидемически неблагополучного по коронавирусной инфекции;
■ находящиеся или находившиеся в контакте с источником заболевания или с лицами с подозрением на наличие заразной формы инфекционного заболевания;
■ уклоняющиеся от лечения опасного инфекционного заболевания;
■ нарушающие санитарно-противоэпидемический режим.

Следует отметить, что при выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица санэпиднадзора наделены полномочиями выносить мотивированные постановления о госпитализации для обследования или об изоляции больных, представляющих опасность для окружающих, и лиц с подозрением на такие заболевания, а также о проведении обязательного медосмотра, госпитализации или об изоляции граждан, находившихся в контакте с больными инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих (пункт 2 статьи 50, пункт 6 части 1 статьи 51 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»). Таким образом, закон допускает медицинское вмешательство, а также принятие изоляционных мер различного характера в отношении названных лиц.

Наряду с этим, в Обзоре подчеркивается, что назначенное наказание по части 1 статьи 20.6.1 и части 2 статьи 6.3 КоАП РФ должно отвечать требованиям пропорциональности, справедливости и соразмерности, индивидуализации административной ответственности, а также соответствовать целям предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Относительно назначения такого административного наказания как предупреждение, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, Верховный суд указал, что оно может быть назначено любому субъекту административного правонарушения (гражданину, должностному лицу, ИП, юрлицу) в зависимости от конкретных обстоятельств дела.

Существует различие в том, кто уполномочен составлять протоколы об административных правонарушениях. Так, протоколы о правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ вправе составлять должностные лица органов внутренних дел (полиции), МЧС России и другие должностные лица, включенные в перечень, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 12 апреля 2020 г. № 975-р, либо региональные перечни, а частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ - только должностные лица органов внутренних дел (полиции) и Роспотребнадзора (вопросы 18, 23 Обзора ВС РФ от 21.04.2020 № 1).

При общей характеристике длящегося характера правонарушений, тем не менее сроки давности привлечения к ответственности также отличаются. По части 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ такой срок составляет 3 месяца и исчисляется с момента обнаружения правонарушения; по части 2 статьи 6.3 КоАП РФ лица подлежат привлечению к ответственности в течение одного года с момента обнаружения такого правонарушения (вопросы 19, 24 Обзора ВС РФ от 21.04.2020 № 1).

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 20.6.1 и частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ рассматривают судьи районных судов по месту совершения таких правонарушений. При этом местом совершения административных правонарушений данной категории является место их выявления. В случае если проводилось административное расследование по делу, то оно подлежит рассмотрению судом по месту нахождения органа, проводившего административное расследование. Следует отметить, что категория дел об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ, может быть рассмотрена с использованием систем видеоконференц-связи (вопросы 20, 25 Обзора ВС РФ от 21.04.2020 № 1).

В соответствии со статьями 4.8, 30.3 и 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу, если оно не было обжаловано (опротестовано), по истечении десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
В том случае, если окончание срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении приходится на день, объявленный Президентом РФ нерабочим, последний день такого срока не переносится на следующий рабочий день, а постановление вступает в законную силу на следующий день, по истечении названного выше срока (вопрос 26 Обзора ВС РФ от 21.04.2020 № 1).
При этом Верховный суд напомнил, что в случае пропуска срока обжалования допускается возможность его восстановления судьей или должностным лицом, правомочным рассматривать жалобу по соответствующему письменному ходатайству лица (часть 2 статьи 30.3 КоАП РФ), которое может содержаться и в тексте жалобы. В качестве уважительных причин пропуска срока могут быть признаны обстоятельства, которые объективно препятствовали или исключали своевременную подачу жалобы, например, нахождение лица на лечении в медицинском учреждении, применение к лицу изоляционных мер различного характера в порядке, предусмотренном законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения или мер ограничительного характера, примененных в соответствии с законодательством о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Итак, Верховный суд дал подробные разъяснения по применению законодательства об административных правонарушениях, в частности части 2 статьи 6.3 КоАП РФ и части 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ.
В частности, нарушения региональных норм (в том числе Указа Мэра Москвы № 12-УМ) Верховный суд предлагает расценивать как административное нарушение, наказание за которое предусмотрено частью 1 статьи 20.61 КоАП РФ.
Из чего следует, что эта норма применяется в том числе при нарушении требований региональных нормативных актов, которые регламентируют специальный режим на территории субъекта Российской Федерации. Стоит отметить, что такие акты приняты в каждом из 85 регионов.
Административной ответственности по части 2 статьи 6.3 КоАП РФ, в свою очередь, подлежат люди с подозрением на коронавирусную инфекцию, лица, прибывшие в Россию из эпидемически неблагополучного государства, те, кто контактировал с заболевшими или теми, у кого подозрение на COVID-19. Субъектами такого правонарушения также могут считаться лица, уклоняющиеся от лечения опасного инфекционного заболевания, а также нарушающие санитарно-противоэпидемический режим и не выполняющие предписание санитарного врача.

Пока сложно сказать, будут ли суды при обжаловании штрафов однозначно трактовать их в пользу необходимости переквалификации в пользу статьи федерального законодательства.
Вместе с тем полагаем, что разъяснения Верховного суда дают повод поставить под сомнение законность вынесенных судебных постановлений, в частности по части 2 статьи 6.3 КоАП РФ, а также административных протоколов, оформленных на основании региональных законов об административных правонарушениях.
Мы готовы проконсультировать Вас по интересующим вопросам в области административного права, подготовить жалобу в суд, а также представлять Ваши интересы в суде. Обращение к профессиональному представителю поможет Вам сэкономить время, повысить свои шансы на положительное разрешение в суде Вашего дела.


Обратная связь