Меню
Личный кабинет

Профсреда #25

18 Марта, 16:07


Ситуация:

После окончания рабочего дня Мария Протопоповна вышла из здания школы вместе с завучем Аллой Николаевной. По дороге к остановке, Алла Николаевна сообщила, что с 21 марта по 12 апреля школа будет закрыта для посещения обучающимися 1-11 классов из-за коронавируса COVID-19, но детям нужно будет обеспечить дистанционную учебную поддержку.- То есть учителям будет чем заняться, - сделала вывод Мария Протопоповна.
- Да, с учителями все ясно. А вот что делать с педагогами дополнительного образования? Вероятно, их придётся отправлять в простой, или увольнять…, - произнесла завуч.
- Но, ведь зарплата при простое неполная, - заметила Мария Протопоповна. И вообще имеет ли право работодатель отправлять педагога дополнительного образования в простой в данной ситуации, а тем более увольнять? Что на это говорит закон?

Решение:

В силу ст. 72.2 ТК РФ простоем считается временная приостановка работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера.Какие конкретные причины могут стать основанием для простоя, не указывается. Видимо, любые - реконструкция или реструктуризация производства, структурная реорганизация и кадровые перестановки, ликвидация организации, неисправность оборудования, необеспечение нормальных условий для работы и т.д.
Главное, чтобы соблюдалось основное условие - невозможность выполнения сотрудником своей работы.
Поскольку законодательно ограничения не установлены, простой может возникнуть как для одного работника, так и для отдельных структурных подразделений или организации в целом.

В некоторых нормативных правовых актах установлены периоды, в которые работники не выполняют свои прямые обязанности, но должны находиться на рабочих местах.
Так, в соответствии с пунктом 4.1 Приказа Минобрнауки России от 11.05.2016 № 536 (далее – Приказ № 536), периоды каникулярного времени, установленные для обучающихся организации и не совпадающие для педагогических работников и иных работников с установленными им соответственно ежегодными основными удлиненными и ежегодными дополнительными оплачиваемыми отпусками, ежегодными основными и ежегодными дополнительными оплачиваемыми отпусками, являются для них рабочим временем с оплатой труда в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В эти периоды согласно пункту 4.2 указанного приказа уточняется режим рабочего времени педагогических работников, которые в каникулярное время выполняют педагогическую (в том числе методическую и организационную) работу, связанную с реализацией образовательной программы, в пределах нормируемой части их педагогической работы (установленного объема учебной (тренировочной) нагрузки (педагогической работы), определенной им до начала каникулярного времени, а также времени, необходимого для выполнения работ, предусмотренных пунктом 2.3 приказа № 536 (при условии, что выполнение таких работ планируется в каникулярное время).
Кроме того, п. 5.1. Приказ № 536 установлено, что периоды отмены (приостановки) занятий (деятельности организации по реализации образовательной программы, присмотру и уходу за детьми) для обучающихся в отдельных классах (группах) либо в целом по организации по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям являются рабочим временем педагогических работников и иных работников.

В периоды, указанные в пункте 5.1 Приказа № 536, педагогические работники и иные работники привлекаются к выполнению работ в порядке и на условиях, предусмотренных для режима рабочего времени работников организации в каникулярное время (п. 5.2).
Следовательно, периоды отмены учебных занятий для обучающихся по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям не являются временем простоя для педагогических работников.

Следует отметить, что Особенности режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утв. Приказом Минобрнауки России от 11.05.2016 № 536, распространяются на педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, поименованных в номенклатуре должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 г. № 678.
В свою очередь, к должностям педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, относятся в том числе и педагоги дополнительного образования.

Более того, соответствии с п. 2.1 названных Особенностей выполнение педагогической работы учителями, педагогами дополнительного образования, …. характеризуется наличием установленных норм времени только для выполнения педагогической работы, связанной с учебной (преподавательской) работой, которая выражается в фактическом объеме их учебной нагрузки, определяемом в соответствии с Приказом № 1601.

К другой части педагогической работы работников, ведущих преподавательскую работу, требующей затрат рабочего времени, которое не конкретизировано по количеству часов, относится выполнение видов работы, предусмотренной квалификационными характеристиками по занимаемой должности. Конкретные должностные обязанности педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, определяются трудовыми договорами и должностными инструкциями.

Как следует, из п. 2.3 Особенностей другая часть педагогической работы, определяемая с учетом должностных обязанностей, предусмотренных квалификационными характеристиками по должностям, занимаемым работниками, ведущими преподавательскую работу, а также дополнительных видов работ, непосредственно связанных с образовательной деятельностью, выполняемых с их письменного согласия за дополнительную оплату, регулируется следующим образом:

самостоятельно:
подготовка к осуществлению образовательной деятельности и выполнению обязанностей по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности, участие в разработке рабочих программ предметов, курсов, дисциплин (модулей) (в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов и с правом использования как типовых, так и авторских рабочих программ), изучение индивидуальных способностей, интересов и склонностей обучающихся;
в порядке, устанавливаемом правилами внутреннего трудового распорядка, - ведение журнала и дневников обучающихся в электронной (либо в бумажной) форме;
правилами внутреннего трудового распорядка - организация и проведение методической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителям) обучающихся;
планами и графиками организации, утверждаемыми локальными нормативными актами организации в порядке, установленном трудовым законодательством, - выполнение обязанностей, связанных с участием в работе педагогических советов, методических советов (объединений), работой по проведению родительских собраний;
графиками, планами, расписаниями, утверждаемыми локальными нормативными актами организации, коллективным договором, - выполнение дополнительной индивидуальной и (или) групповой работы с обучающимися, участие в оздоровительных, воспитательных и других мероприятиях, проводимых в целях реализации образовательных программ в организации, включая участие в концертной деятельности, конкурсах, состязаниях, спортивных соревнованиях, тренировочных сборах, экскурсиях, других формах учебной деятельности (с указанием в локальном нормативном акте, коллективном договоре порядка и условий выполнения работ);
трудовым договором (дополнительным соглашением к трудовому договору) - выполнение с письменного согласия дополнительных видов работ, непосредственно связанных с образовательной деятельностью, на условиях дополнительной оплаты (классное руководство; проверка письменных работ; заведование учебными кабинетами, лабораториями, мастерскими, учебно-опытными участками; руководство методическими объединениями; другие дополнительные виды работ с указанием в трудовом договоре их содержания, срока выполнения и размера оплаты);

локальными нормативными актами организации - периодические кратковременные дежурства в организации в период осуществления образовательного процесса, которые при необходимости организуются в целях подготовки к проведению занятий, наблюдения за выполнением режима дня обучающимися, обеспечения порядка и дисциплины в течение учебного времени, в том числе во время перерывов между занятиями, устанавливаемых для отдыха обучающихся различной степени активности, приема ими пищи.
Таким образом, если в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) в образовательной организации занятия не проводятся, работники учреждения не освобождены от обязанности находиться на рабочих местах, работодатель обязан оплатить указанный период исходя из заработной платы, предусмотренной при тарификации, так как отмена учебных занятий для обучающихся по санитарно-эпидемиологическим основаниям, является рабочим временем для педагогических работников и других работников, что указывает на факт отсутствия простоя.

Что касается расторжения договоров, то срочный трудовой договор (до истечения срока) может быть прекращен только по соглашению сторон или инициативе работника; договор ГПХ может быть расторгнут либо по соглашению сторон, либо в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения договора (ст. 782 ГК РФ); поручение о выполнении работником дополнительной работы (совмещение) может быть отменено в порядке, предусмотренном ст. 60.2 ТК РФ.


Обратная связь